Monster manual
  • Источник: «Monster manual»

«ЗА СЛОМАННЫМИ ДВЕРЬМИ ЛЕЖАЛ БОЛЬШОЙ ЗАЛ, В КОНЦЕ КОТОРОГО ВОЗВЫШАЛСЯ КАМЕННЫЙ ТРОН, НА КОТОРОМ СИДЕЛА ЖЕЛЕЗНАЯ СТАТУЯ, ВЫШЕ И ШИРЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК. В ОДНОЙ РУКЕ ОНА СЖИМАЛА ЖЕЛЕЗНЫЙ МЕЧ, В ДРУГОЙ — ОПЕРЕННЫЙ КНУТ. НАМ ТОГДА НАДО БЫЛО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД».

— АРХИМАГ МОРДЕНКАЙНЕН, ВЕДУЩИЙ ХРОНИКУ ГОРЕСТНЫХ ИЗЫСКАНИЙ СВОЕГО ОТРЯДА В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ ПОД ЗАМКОМ МОРА


Големы сделаны из простых материалов — глина, плоть с костями, железо или камень — но обладают удивительной силой и прочностью. У голема нет амбиций, его не нужно содержать, он не чувствует боли и не знает жалости. Эта неостановимая машина разрушений существует для того, чтобы следовать приказам хозяина, защищая или атакуя по воле создателя.

Чтобы создать голема, необходим справочник по големам (смотрите Руководство Мастера). Красочные иллюстрации и инструкции подробно объясняют процесс создания голема определенного типа.

Стихийный дух в материальном теле. Создание голема начинается с конструкции тела, требующего высокого мастерства в ваянии, обработке камня, работе с металлами или хирургии. Иногда сам создатель голема — мастер искусств, но часто те, кто желают создать голема, должны нанять мастеров-ремесленников для этой работы.

После изготовления тела из глины, плоти, железа или камня, создатель голема вселяет в него духа со Стихийного Плана Земли. У этой маленькой искры жизни нет ни памяти, ни личности, ни истории. Она просто заставляет двигаться и подчинятся. Этот процесс привязывает духа к искусственному телу и подчиняет его воле создателя голема.

Вечные стражи. Големы могут охранять священные места, гробницы и сокровищницы много лет после смерти хозяина, вечно выполняя назначенные задания, игнорируя при этом физический урон и все заклинания, кроме самых мощных.

Големы создаются с особым амулетом или другой вещью, которая позволит ее владельцу контролировать голема. Таким образом, големы, чьи хозяева давно мертвы, могут быть перенастроены для службы новому хозяину.

Слепая покорность. Голем безотказно исполняет команды своего создателя или владельца. Если голем оставлен без инструкций или выведен из строя, он продолжит выполнять последние указания с максимальной усердностью. Если он не может выполнить свой приказ, голем может яростно отреагировать или стоять и ничего не делать. Голем, получивший противоречащие друг другу приказы, иногда переключается между ними.

Голем не может думать или действовать по своей воле. Несмотря на то, что он прекрасно понимает команды, он не понимает языка этих команд, и не может быть уговорен или обманут ими.

Искусственная натура. Голему не нужен воздух, еда, питье и сон.


  • Большой, Конструкт, Без мировоззрения
  • Класс доспеха: 14 (природный доспех)
  • Хиты: 133 (14d10 + 56)
  • Скорость: 20 фт.
  • СИЛ
    20 (+5)
    ЛОВ
    9 (-1)
    ТЕЛ
    18 (+4)
    ИНТ
    3 (-4)
    МДР
    8 (-1)
    ХАР
    1 (-5)
  • Иммунитет к урону: Колющий, Рубящий, Дробящий, Кислота, Психическая энергия, Яд
  • Иммунитет к статусу: Паралич, Очарование, Отравление, Окаменение, Истощение, Испуг
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 9
  • Языки: Все
  • Опасность: 9 - 5000 оп.
  • Способности

    Иммунитет к дробящему, колющему и рубящему урону от немагического оружия и оружия, изготовленного не из адамантия.

    Языки - понимает языки своего создателя, но не говорит.

    Поглощение кислоты. Каждый раз, когда голем должен получить урон кислотой, он не получает урон, и вместо этого восстанавливает число хитов, равное причиняемому урону кислотой.

    Берсерк. Каждый раз, когда голем начинает ход с 60 или меньше хитами, бросайте d6. Если выпадет «6», голем становится берсерком. Будучи берсерком, он в каждом своем ходу атакует ближайшее видимое существо. Если поблизости нет существ, к которым можно подойти и атаковать, голем атакует предмет, предпочитая предметы с размером меньше своего. Став берсерком, голем остается им, пока его не уничтожат или пока он не восстановит все свои хиты.

    Неизменяемая форма. Голем обладает иммунитетом ко всем заклинаниям и эффектам, изменяющим его форму.

    Сопротивление магии. Голем совершает с преимуществом спасброски от заклинаний и прочих магических эффектов.

    Магическое оружие. Атаки оружием голема являются магическими.

  • Действия

    Мультиатака. Голем совершает два размашистых удара.

    Размашистый удар. Рукопашная атака оружием: +8 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Дробящий урон 16 (2d10 + 5). Если цель — существо, она должна преуспеть в спасброске Телосложения со Сл 15, иначе максимум ее хитов уменьшится на количество, равное полученному урону. Цель умирает, если эта атака уменьшает максимум хитов до 0. Уменьшение длится до тех пор, пока не будет устранено заклинанием высшее восстановление или подобной магией.

    Спешка (перезарядка 5–6). До конца своего следующего хода голем магическим образом получает бонус +2 к КД, совершает с преимуществом спасброски Ловкости, и может использовать атаку размашистым ударом бонусным действием.

«ЧЕМ ТВЕРЖЕ ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА, ТЕМ КРЕПЧЕ ГОЛЕМ ПОМНИТ СВОЮ ЦЕЛЬ. ГЛИНЯНЫЕ МОГУТ БЫТЬ НЕМНОГО НЕРВНЫМИ».

— ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЗ СПРАВОЧНИКА ПО ГЛИНЯНЫМ ГОЛЕМАМ


Этот громоздкий, изваянный из глины голем ростом выше обычного человека. Он сделан в форме человека, но пропорции не соблюдены.

Глиняные големы часто одарены священной целью жрецами. Однако, глина — слабый сосуд для жизненной силы. Если голем поврежден, стихийный дух, привязанный к нему, может вырваться на свободу. Такие големы приходят в ярость, круша все вокруг себя до тех пор, пока не будут уничтожены или полностью восстановлены.


  • Большой, Конструкт, Без мировоззрения
  • Класс доспеха: 20 (природный доспех)
  • Хиты: 210 (20d10 + 100)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    24 (+7)
    ЛОВ
    9 (-1)
    ТЕЛ
    20 (+5)
    ИНТ
    3 (-4)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    1 (-5)
  • Иммунитет к урону: Колющий, Рубящий, Дробящий, Яд, Психическая энергия, Огонь
  • Иммунитет к статусу: Паралич, Очарование, Отравление, Окаменение, Истощение, Испуг
  • Чувства: Темное зрение 120 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Все
  • Опасность: 16 - 15000 оп.
  • Способности

    Иммунитет к дробящему, колющему и рубящему урону от немагического оружия и оружия, изготовленного не из адамантия.

    Языки - понимает языки своего создателя, но не говорит.

    Поглощение огня. Каждый раз, когда голем должен получить урон огнем, он не получает урон, и вместо этого восстанавливает число хитов, равное причиняемому урону огнем.

    Неизменяемая форма. Голем обладает иммунитетом ко всем заклинаниям и эффектам, изменяющим его форму.

    Сопротивление магии. Голем совершает с преимуществом спасброски от заклинаний и прочих магических эффектов.

    Магическое оружие. Атаки оружием голема являются магическими.

  • Действия

    Мультиатака. Голем совершает две рукопашные атаки.

    Размашистый удар. Рукопашная атака оружием: +13 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Дробящий урон 20 (3d8 + 7).

    Меч. Рукопашная атака оружием: +13 к попаданию, досягаемость 10 фт., одна цель. Попадание: Рубящий урон 23 (3d10 + 7).

    Ядовитое дыхание (перезарядка 6). Голем выдыхает ядовитый газ 15-фт.ым конусом. Все существа в этой области должны совершить спасбросок Телосложения со Сл 19, получая урон ядом 45 (10d8) при провале, или половину этого урона при успехе.

Железный голем — сильнейший из големов, массивный высокий великан из тяжелого металла. Форма железного голема может быть любой, но большинство сделано в виде огромных живых доспехов. Его кулаки могут убить существо одним ударом, а его лязгающая походка сотрясает землю под ногами. Железные големы носят огромные мечи для увеличения досягаемости и могут изрыгать облака смертельного яда.

Тело железного голема выплавлено с добавлением редких примесей и добавок. Другие големы имеют уязвимость, заключающуюся в их материале или силе стихийного духа, связанного с ним, а железные големы были созданы быть практически неуязвимыми. Их металлические тела лишают свободы управляющих духов, и они восприимчивы только к оружию, наполненному магией или силой адамантина.


  • Средний, Конструкт, Нейтральный
  • Класс доспеха: 9
  • Хиты: 93 (11d8 + 44)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    19 (+4)
    ЛОВ
    9 (-1)
    ТЕЛ
    18 (+4)
    ИНТ
    6 (-2)
    МДР
    10 (0)
    ХАР
    5 (-3)
  • Иммунитет к урону: Колющий, Рубящий, Дробящий, Яд, Электричество
  • Иммунитет к статусу: Паралич, Очарование, Отравление, Окаменение, Истощение, Испуг
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Все
  • Опасность: 5 - 1800 оп.
  • Способности

    Иммунитет к дробящему, колющему и рубящему урону от немагического оружия и оружия, изготовленного не из адамантия.

    Языки - понимает языки своего создателя, но не говорит.

    Берсерк. Каждый раз, когда голем начинает ход с 40 или меньше хитами, бросайте d6. Если выпадет «6», голем становится берсерком. Будучи берсерком, он в каждом своем ходу атакует ближайшее видимое существо. Если поблизости нет существ, к которым можно подойти и атаковать, голем атакует предмет, предпочитая предметы с размером меньше своего. Став берсерком, голем остается им, пока его не уничтожат или пока он не восстановит все свои хиты.

    Создатель голема, находящийся в пределах 60 фт. от ставшего берсерком голема, может попытаться успокоить его, отдавая четкие команды убедительным голосом. Голем должен слышать создателя, который действием совершает проверку Харизмы (Убеждение) со Сл 15. При успехе голем перестает быть берсерком. Если голем получает урон, когда у него 40 или меньше хитов, он может снова стать берсерком.

    Боязнь огня. Если голем получает урон огнем, он до конца своего следующего хода совершает с помехой броски атаки и проверки характеристик.

    Неизменяемая форма. Голем обладает иммунитетом ко всем заклинаниям и эффектам, изменяющим его форму.

    Поглощение электричества. Каждый раз, когда голем должен получить урон электричеством, он не получает урон, и вместо этого восстанавливает число хитов, равное причиняемому урону электричеством.

    Сопротивление магии. Голем совершает с преимуществом спасброски от заклинаний и прочих магических эффектов.

    Магическое оружие. Атаки оружием голема являются магическими.

  • Действия

    Мультиатака. Голем совершает два размашистых удара.

    Размашистый удар. Рукопашная атака оружием: +7 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Дробящий урон 13 (2d8 + 4).

«ДВОЕ ИЗ МОИХ ГРОБОКОПАТЕЛЕЙ ВЧЕРА БЫЛИ ПОЙМАНЫ И ПОВЕШЕНЫ. ДВОЕ ОСТАВШИХСЯ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО НЕ ХОТЯТ ИСПЫТАТЬ ИХ УЧАСТЬ, НО Я НЕ ПОЗВОЛЮ ИХ БЕСПОКОЙСТВУ ЗАДЕРЖИВАТЬ МОЙ ПРОГРЕСС. МНЕ НУЖНЫ СВЕЖИЕ МЕРТВЕЦЫ, И ЕСЛИ ЭТИ ДЕРЕВЕНЩИНЫ НЕ СМОГУТ ИХ ДОСТАТЬ, Я ИСПОЛЬЗУЮ ИХ СОБСТВЕННЫЕ ТРУПЫ».

— ИЗ ДНЕВНИКА НЕКРОМАНТА ЕВАНГЕЛИЗЫ ЛАВЭЙН


Мясной голем — ужасный набор гуманоидных частей тел, сшитых и скрепленных вместе в мускулистого громилу, наполненного внушительной силой. Его мозг способен к простым рассуждениям, хотя его мысли редко бывают более сложными, чем у малого ребенка. Слои мышц голема реагируют со скоростью молнии, даруя существу ловкостью и силу. Мощные чары защищают его кожу, отражая заклинания и все оружие, кроме самого мощного.

Мясной голем передвигается шатающейся одеревенелой походкой, и не полностью контролирует свое тело. Его мертвая плоть не является идеальным хранилищем для стихийного духа, который иногда бессвязно воет, чтобы выпустить свою ярость. Если голем освободится от воли создателя, он впадает в неистовство до тех пор, пока не будет успокоен, или пока его оболочка из плоти не будет разрушена или полностью восстановлена.


  • Большой, Конструкт, Без мировоззрения
  • Класс доспеха: 17 (природный доспех)
  • Хиты: 178 (17d10 + 85)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    22 (+6)
    ЛОВ
    9 (-1)
    ТЕЛ
    20 (+5)
    ИНТ
    3 (-4)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    1 (-5)
  • Иммунитет к урону: Колющий, Рубящий, Дробящий, Психическая энергия, Яд
  • Иммунитет к статусу: Паралич, Очарование, Отравление, Окаменение, Истощение, Испуг
  • Чувства: Темное зрение 120 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Все
  • Опасность: 10 - 5900 оп.
  • Способности

    Иммунитет к дробящему, колющему и рубящему урону от немагического оружия и оружия, изготовленного не из адамантия.

    Языки - понимает языки своего создателя, но не говорит.

    Неизменяемая форма. Голем обладает иммунитетом ко всем заклинаниям и эффектам, изменяющим его форму.

    Сопротивление магии. Голем совершает с преимуществом спасброски от заклинаний и прочих магических эффектов.

    Магическое оружие. Атаки оружием голема являются магическими.

  • Действия

    Мультиатака. Голем совершает два размашистых удара.

    Размашистый удар. Рукопашная атака оружием: +10 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Дробящий урон 19 (3d8 + 6).

    Замедление (перезарядка 5–6). Голем нацеливается на одно или несколько существ, видимых в пределах 10 фт. от себя. Все цели должны совершить спасбросок Мудрости со Сл 17 от этой магии. При провале цель не может совершать реакции, ее скорость уменьшается вдвое, и она не может совершать более одной атаки за свой ход. Кроме того, цель может в свой ход совершать либо действие, либо бонусное действие, но не то и другое. Эти эффекты длятся 1 минуту. Цель может повторять этот спасбросок в конце каждого своего хода, оканчивая эффект на себе при успехе.

Вырезанные и выдолбленные из камня в виде впечатляющих высоких статуй, каменные големы сильно различаются размером и формами. Хотя многие имеют черты гуманоидов, каменные големы могут быть вырезаны в любой форме, которую может представить скульптор. Древние каменные големы, найденные в закрытых гробницах или у ворот затерянных городов, иногда имеют форму гигантских зверей.

Как и другие големы, каменные големы почти невосприимчивы к заклинаниям и обычному оружию. Существа, сражающиеся с каменным големом, могут почувствовать слабость и замедление хода времени, как если бы они сами были сделаны из камня.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Monster Manual» от студии «PHantom».
    • Над pdf-версией работали: Переводчики: Landor, MadHawk, Mef, а так же сообщество Notabenoid; Верстка: r0ot35; Вычитка: Landor; Photoshop: Hextor, r0ot35.