Dungeon master's guide
  • Источник: «Dungeon master's guide»

При создании боевой сцены отпустите своё воображение в свободное плавание и создайте что-то, что понравится вашим игрокам. Как только вы выясните детали, используйте эту статью, чтобы настроить сложность сцены. Либо воспользуйтесь Калькулятором сложности боевой сцены.


Существует четыре категории сложности сцены.

Легко. Лёгкая сцена не потребует от персонажей больших затрат и не подвергнет их серьёзной опасности. Они могут потерять несколько хитов, но победа в любом случае гарантирована.

Средне. Средняя по сложности сцена, как правило, имеет один или два страшных момента для игроков, но персонажи должны одержать победу без потерь. Одному или нескольким из них, скорее всего, понадобится лечение.

Сложно. Сложная сцена может быть болезненна для искателей приключений. Слабые персонажи могут быть выведены из боя и есть шанс, что один или несколько героев умрёт.

Смертельно. Смертельная сцена может стать летальной для одного или нескольких персонажей. Группе потребуется хорошая тактика, иначе она рискует потерпеть поражение.


Пороговые значения опыта для определения уровня сложности

Уровень

персонажа

Сложность сцены
Легко Средне Сложно Смертельно
1 25 50 75 100
2 50 100 150 200
3 75 150 225 400
4 125 250 375 500
5 250 500 750 1100
6 300 600 900 1400
7 350 750 1100 1700
8 450 900 1400 2100
9 550 1100 1600 2400
10 600 1200 1900 2800
11 800 1600 2400 3600
12 1000 2000 3000 4500
13 1100 2200 3400 5100
14 1250 2500 3800 5700
15 1400 2800 4300 6400
16 1600 3200 4800 7200
17 2000 3900 5900 8800
18 2100 4200 6300 9500
19 2400 4900 7300 10900
20 2800 5700 8500 12700

Определение сложности сцены

Используйте следующий метод, чтобы оценить сложность любой боевой сцены.

1. Определите пороговые значения опыта. Во первых, определите пороговые значения опыта для каждого персонажа в отряде. Приведённая выше таблица содержит по четыре пороговых значения для каждой категории сложности. Используйте уровень персонажа, чтобы определить его пороговые значения. Повторите этот процесс для каждого члена отряда.

2. Определите пороговые значения опыта для всего отряда. Сложите пороговые значения опыта персонажей для каждой категории сложности сцены. Так вы определите пороговые значения опыта для всего отряда. В конечном итоге у вас получится четыре значения, по одному для каждой категории сложности сцены.

Например, если ваша группа состоит из трёх персонажей 3 уровня и одного 2 уровня, то итоговые пороговые значения опыта для всего отряда составят:


Легко: 275 (75 + 75 + 75 + 50)

Средне: 550 (150 + 150 + 150 + 100)

Сложно: 825 (225 + 225 + 225 + 150)

Смертельно: 1400 (400 + 400 + 400 + 200)


Запишите значения, ведь вы сможете использовать их для всех сцен в вашем приключении.

3. Сложите опыт за чудовищ. Сложите значения опыта для всех чудовищ в сцене. У каждого чудовища опыт указан в его блоке статистики.

4. Модифицируйте итоговый опыт для нескольких чудовищ. Если в сцене принимает участие больше одного чудовища, то примените множитель к итоговому опыту за них. Чем больше чудовищ в сцене, тем больше атак они совершат по персонажам в раунд, и тем опасней становится схватка. Чтобы правильно оценить сложность сцены, умножьте сумму опыта за всех участвующих чудовищ на значение, указанное в таблице множителей.

Например, если в сцене принимают участие четыре чудовища на общую сумму 500 опыта, вам нужно умножить опыт на 2 (взято из таблицы), и получится 1 000 опыта. Получившееся значение — это не то, сколько опыта герои получат за победу над чудовищами; получившееся значение служит для того, чтобы помочь вам точно оценить сложность сцены.

При осуществлении этого расчёта не учитывайте чудовищ, чей показатель опасности значительно ниже среднего показателя опасности других чудовищ в группе. Их стоит учитывать только если они вносят действительно весомый вклад в сложность сцены.

Множители

Количество
чудовищ
Множитель
1 ×1
2 ×1,5
3-6 ×2
7-10 ×2,5
11-14 ×3
15 и более ×4

5. Сравните опыт. Сравните полученное значение опыта за чудовищ с пороговым значением опыта для всего отряда. Пороговое значение опыта, соответствующее модифицированной сумме опыта, определяет сложность сцены. Если совпадения нет, используйте ближайшее значение, не превышающее модифицированную сумму опыта.

Например, у сцены с одним медвежатником и тремя хобгоблинами модифицированная сумма опыта равна 1000, что делает её сложной сценой для отряда из трёх персонажей 3 уровня и одного персонажа 2 уровня (для такого отряда значение сложной сцены равняется 825 опыта, а значение смертельной сцены равняется 1400 опыта).


Размер отряда

Предыдущие рекомендации основаны на том, что ваш отряд состоит из трёх-пяти искателей приключений.

Если группа состоит менее чем из трёх персонажей, используйте следующий по величине множитель из таблицы «множители». Например, применяйте множитель «1,5», когда персонажи сражаются с одним чудовищем, и множитель «5» для групп из пятнадцати и более чудовищ.

Если же группа состоит из шести или более персонажей, то используйте предыдущий по величине множитель из таблицы. Для одного чудовища используйте множитель «0,5».


Составные сцены

Иногда в сцене принимают участие несколько врагов, но отряд искателей приключений не сталкивается с ними всеми сразу. Например, чудовища могут нападать на героев волнами. Чтобы определить сложность таких сцен относитесь к каждой её части или волне как к отдельной сцене.

Группа не сможет отдохнуть между частями составной сцены, поэтому они не смогут восстановить хиты и умения, требующие отдыха для перезарядки. Как правило, если модифицированная сумма опыта за чудовищ в составной сцене больше трети ожидаемого отрядом опыта за день приключений (см. ниже «день приключений»), то сцена будет сложнее, чем сумма её частей.


Создание сцен с учётом бюджета опыта

Вы можете создать сцену, если знаете её желаемую сложность. Пороговое значение опыта группы даёт вам бюджет опыта, который вы можете потратить на чудовищ, чтобы создавать лёгкие, средние, сложные, и смертельные сцены. Просто помните, что группы чудовищ требуют гораздо больше опыта, чем показано в их базовых значениях (смотрите шаг 4).

Например, используя отряд из шага 2, вы сможете создать сцену средней сложности, убедившись, что модифицированная сумма опыта за чудовищ составляет как минимум 550 (пороговое значение опыта для сцены средней сложности) и не более чем 825 (пороговое значение опыта для сложной сцены). Одно чудовище с показателем опасности 3 (мантикора или совомед) стоит 700 опыта, поэтому в сцену можно добавить только одно такое чудовище. Если вы хотите пару чудовищ, каждое из них будет стоить уже в 1,5 раза больше его стоимости в опыте. Пара лютых волков (стоимостью 200 опыта каждый) в сумме дают 600 опыта, что делает их сценой средней сложности для отряда.

Чтобы облегчить задачу, в Бестиарии есть список монстров, выстроенный в порядке увеличения показателя опасности.


День приключений

В обычных условиях и при средней удаче, большинство отрядов может пройти от шести до восьми средних или сложных сцен в день. Если в приключении задействованы более лёгкие сцены, то и пройдено будет больше. Обратная история со смертельными сценами, большое их количество никто не выдержит.

Подобно тому, как вы рассчитываете уровень сложности сцены, вы можете использовать значения опыта чудовищ и других противников в качестве ориентира при определении того, как далеко продвинется отряд.

Для каждого персонажа в отряде при помощи таблицы «опыт за день приключений» определите, сколько опыта персонаж планирует заработать за день. Сложите значения всех искателей приключений, чтобы получить общий опыт отряда за один день приключений. Так вы получите грубую оценку общего значения опыта для сцен, которые отряд сможет выдержать, прежде чем героям понадобится продолжительный отдых.


Опыт за день приключений

Уровень Опыт
1 300
2 600
3 1200
4 1700
5 3500
6 4000
7 5000
8 6000
9 7500
10 9000
11 10500
12 11500
13 13500
14 15000
15 18000
16 20000
17 25000
18 27000
19 30000
20 40000

Короткий отдых

В целом, в течение полного приключений дня, отряду, скорее всего, понадобится взять два коротких отдыха, по одному на каждую треть пути.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Dungeon master's guide» от студии «PHantom». 2016
    • Над pdf-версией работали:Редактор: Landor; Переводчики: Константин Певцов, Макс Грищенко, Landor, а так же сообщество Notabenoid; Верстка: Валентин Дмалекс.