Monster manual
  • Источник: «Monster manual»
«ОН ОРУДОВАЛ СВОИМ ДЛИННЫМ ЗАЗУБРЕННЫМ НОЖОМ ВАРВАРСКИ, РАЗРЫВАЯ ГОРЛО КОРОЛЯ ПОД ОДОБРИТЕЛЬНЫЕ ВОПЛИ СВОЕГО ЛЕГИОНА. СВИРЕПЫЙ ОРК НЕ ОСТАНОВИЛСЯ НА ДОСТИГНУТОМ, НЕУМОЛИМО ВОДЯ НОЖ ВПЕРЕД И НАЗАД ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ГОЛОВА КОРОЛЯ ДВАРФОВ НЕ ОТДЕЛИЛАСЬ ОТ ПЛЕЧ».
— ОТЧЕТ О ЖЕСТОКОСТИ БОЕВОГО ВОЖДЯ ХАРТУСКА ПОСЛЕ БИТВЫ ПРИ ХЛАДНОЙ ДОЛИНЕ

Жизнь орков – это жизнь, посвященная богам. Лютик при рождении, Лютик при смерти и стремление показать себя перед Груумшем между ними.
– Эльминстер

Орки — дикие грабители и налетчики; у них сутулая осанка, низкий лоб и свиноподобные лица с выступающими нижними клыками, напоминающими бивни.

Груумш Одноглазый. Орки поклоняются Груумшу, сильнейшему из орочьих богов, являющемуся также их создателем. Орки верят, что в древние времена боги собрались и поделили мир между своими последователями. Когда Груумш выбрал горы, оказалось, что их уже забрали дварфы. Тогда он выбрал леса, но там уже поселились эльфы. Что бы ни выбирал Груумш, все уже было занято. Другие боги смеялись над Груумшем, а он отвечал яростным ревом. Схватив свое могучее копье, он опустошил горы, сжег леса и прорезал в полях огромные овраги. Такова будет роль орков, объявил он, — забирать силой или уничтожать все, в чем другие расы им отказывают. И по сей день орки ведут нескончаемую войну с людьми, эльфами, дварфами и прочими народами.

Оркам особенно ненавистны эльфы. Эльфийский бог Кореллон Ларетиан наполовину ослепил Груумша метким выстрелом из лука прямо ему в глаз. С тех пор орки испытывают особую радость, убивая эльфов. Превращая эту травму в ужасный дар, Груумш дарует божественную мощь любому своему воину, который добровольно лишает себя одного глаза в его честь.

Племена как чума. Орки собираются в племена, которые распространяют свою власть и утоляют кровожадность, разграбляя деревни, пожирая или прогоняя бродячие стада, и убивая любых гуманоидов, которые осмелятся выступить против них. После уничтожения поселения орки дочиста разграбляют все сокровища и иные полезные вещи, которые можно использовать в своих землях. Остатки деревень или стоянок они сжигают, а затем уходят туда, откуда пришли, утолив свою жажду крови.

Странствующие падальщики. Жажда разрушения толкает орков селиться в пределах досягаемости новых целей. Они редко оседают на местах и не преобразовывают руины, пещерные комплексы и деревни побежденных врагов в свои укрепленные лагеря и крепости. Орки строят только для защиты, не внося в постройки никаких новшеств или улучшений, ограничиваясь грубыми частоколами с насаженными телами своих врагов или траншеями и рвами с торчащими из них колами.

Когда на захваченной территории заканчивается пища, племя орков делится на бродячие банды, которые ищут новые земли для охоты. Когда они возвращаются с трофеями и новостями, выбирается следующая самая богатая цель. Затем племя движется всей массой, проделывая свой кровавый путь к новой территории.


  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 13 (шкурный доспех)
  • Хиты: 15 (2d8 + 6)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    16 (+3)
    ЛОВ
    12 (+1)
    ТЕЛ
    16 (+3)
    ИНТ
    7 (-2)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    10 (0)
  • Навыки: Запугивание +2
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Орочий, Общий
  • Опасность: 1/2 - 100 оп.
  • Способности

    Агрессивный. Орк может бонусным действием переместиться на расстояние вплоть до показателя своей скорости по направлению к враждебному существу, которое он может видеть.

  • Действия

    Секира. Рукопашная атака оружием: +5 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Рубящий урон 9 (1d12 + 3).

    Метательное копье. Рукопашная или дальнобойная атака оружием: +5 к попаданию, досягаемость 5 фт. или дистанция 30 фт./120 фт., одна цель. Попадание: Колющий урон 6 (1d6 + 3).

В редких случаях лидер племени решает закрепиться в укрепленном логове на несколько десятков дней. Орки такого племени разбредаются по большой территории, чтобы прокормить себя.

Лидерство и мощь. Племена орков в основном патриархальны и щеголяют яркими и кричащими названиями, такими как Многострелы, Кричащий глаз, Губители эльфов. Время от времени могущественный военный вождь объединяет рассеянные племена орков в единую неистовую орду, которая попирает другие племена и поселения людей с позиции силы.  

Сила и власть — величайшие добродетели орков, и они принимают в свои племена всех могучих существ. Отвергая представления о расовой чистоте, они с гордостью приветствуют огров, троллей, полуорков и орогов в своих рядах. Орки также уважают и боятся размера и силы злых великанов, и часто выступают в роли их охранников и солдат.

Орочьи полукровки. Лутик, орочья богиня плодородия и жена Груумша, требует от орков постоянного и безразборного деторождения, тем самым увеличивая орду поколение за поколением. Стремление к размножению у орков сильнее, чем у остальных рас, и они легко скрещиваются с другими видами. При скрещивании с гуманоидом аналогичного размера и роста (например, человеком или дварфом), потомством будет орк или полуорк. В случаях скрещивания с огром, потомством будет полуогр с пугающей силой и грубыми чертами, называемый огриллоном.


  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 16 (кольчуга)
  • Хиты: 93 (11d8 + 44)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    18 (+4)
    ЛОВ
    12 (+1)
    ТЕЛ
    18 (+4)
    ИНТ
    11 (0)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    16 (+3)
  • Спасброски: СИЛ +6, ТЕЛ +6, МДР +2
  • Навыки: Запугивание +5
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 4 - 1100 оп.
  • Способности

    Агрессивный. Орк может бонусным действием переместиться на расстояние, не превышающее его скорость, в сторону видимого враждебного существа.

    Ярость Груумша. Орк причиняет дополнительный урон 4 (1d8), когда попадает атакой оружием (уже учтено в атаках).

  • Действия

    Мультиатака. Орк совершает две атаки секирой или копьем.

    Секира. Рукопашная атака оружием: +6 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Рубящий урон 15 (1d12 + 4 плюс 1d8).

    Копье. Рукопашная или дальнобойная атака оружием: +6 к попаданию, досягаемость 5 фт. или дистанция 20/60 фт., одна цель. Попадание: Колющий урон 12 (1d6 + 4 плюс 1d8), или колющий урон 13 (2d8 + 4), если используется двумя руками для совершения рукопашной атаки.

    Боевой клич (1/день). Все существа на выбор боевого вождя в пределах 30 фт., слышащие его, и пока не находящиеся под действием Боевого клича, до начала следующего хода боевого вождя совершают броски атаки с преимуществом. После этого боевой вождь может бонусным действием совершить одну атаку.

Боевой вождь орков это самый сильный и коварный член племени. Его правление длится до тех пор, пока он поддерживает страх и уважение среди членов племени и регулярно удовлетворяет их кровожадность, иначе он будет казаться слабым.

Наследники резни. Груумш дарует особые благословления вождям, которые постоянно проявляют себя в бою, и наполняет их частичкой своей дикости. Одаренный боевой вождь обнаруживает, что его оружие врезается глубже во врагов, позволяя ему устраивать большую бойню.

Король Обальд Многострел

Король Обальд из племени Многострелов — легенда среди боевых вождей Забытых Королевств, и самый знаменитый вождь орков в истории D&D.

Будучи умнее и интуитивнее, чем большинство орков, Обальд убил своего вождя, чтобы занять его место. Искусный в военном деле и известный своим буйным нравом, он прослыл свирепым противником в бою. На протяжении многих лет он присоединял другие племена к своему, пока не возглавил орду тысяч.

Обальд использовал свою силу и влияние, выкраивая себе царство на Хребте Мира — гряде гор, контролируемых многочисленными крепостями дварфов, людей и эльфов.

После годов кровавого конфликта с более цивилизованными соседями, Обальд сделал немыслимое, и заключил мирный договор с врагами. Этот договор смутил многих орков, находившихся под его командованием. Договор был либо хитрой уловкой Обальда, чтобы выиграть время для усиления армии и решающего натиска на Дикие Рубежи, либо он служил тревожным признаком того, что Обальд оставил пути Груумша и подлежит уничтожению.


  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 16 (колечный доспех, щит)
  • Хиты: 45 (6d8 + 18)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    16 (+3)
    ЛОВ
    12 (+1)
    ТЕЛ
    16 (+3)
    ИНТ
    9 (-1)
    МДР
    13 (+1)
    ХАР
    12 (+1)
  • Навыки: Религия +1, Запугивание +3
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 11
  • Языки: Орочий, Общий
  • Опасность: 2 - 450 оп.
  • Способности

    Агрессивный. Орк может бонусным действием переместиться на расстояние, не превышающее его скорость, в сторону видимого враждебного существа.

    Ярость Груумша. Орк причиняет дополнительный урон 4 (1d8), когда попадает атакой оружием (уже учтено в атаках).

    Использование заклинаний. Орк является заклинателем 3 уровня. Его базовой характеристикой является Мудрость (Сл спасброска от заклинания 11, +3 к попаданию атаками заклинаниями). У него подготовлены следующие заклинания жреца:

    • Заговоры (неограниченно): сопротивление, указание, чудотворство
    • 1 уровень (4 ячейки): благословение, приказ
    • 2 уровень (2 ячейки): божественное оружие (копье), гадание

  • Действия

    Копье. Рукопашная или дальнобойная атака оружием: +5 к попаданию, досягаемость 5 фт. или дистанция 20/60 фт., одна цель. Попадание: Колющий урон 11 (1d6 + 3 плюс 1d8), или колющий урон 12 (2d8 + 3), если используется двумя руками для совершения рукопашной атаки.

Когда орк убивает эльфа во имя Груумша и преподносит ему тело врага как жертву, может появиться проявление бога. Он требует добавочной жертвы: один глаз орка, как символ потери Груумша от рук его великого врага Кореллона Ларетиана.

Если орк вырывает свой глаз, Груумш может одарить его способностью к заклинаниям и особой благосклонностью, также как и правом называть себя Оком Груумша. Этот дикий поборник бога резни дает советы вождю предсказаниями, а в бою бросается первым, чтобы обагрить свое оружие кровью.


  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 18 (латы)
  • Хиты: 42 (5d8 + 20)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    18 (+4)
    ЛОВ
    12 (+1)
    ТЕЛ
    18 (+4)
    ИНТ
    12 (+1)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    12 (+1)
  • Навыки: Запугивание +5, Выживание +2
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Орочий, Общий
  • Опасность: 2 - 450 оп.
  • Способности

    Агрессивный. Орог может бонусным действием переместиться на расстояние, не превышающее его скорость, в сторону видимого враждебного существа.

  • Действия

    Мультиатака. Орог совершает две атаки секирой.

    Секира. Рукопашная атака оружием: +6 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: Рубящий урон 10 (1d12 + 4).

    Метательное копье. Рукопашная или дальнобойная атака оружием: +6 к попаданию, досягаемость 5 фт. или дистанция 30/120 фт., одна цель. Попадание: Колющий урон 7 (1d6 + 4).

Ороги это орки, одаренные удивительным интеллектом, который обычные орки считают даром богини Лутик. Как и их богиня, ороги предпочитают жить под землей, но нехватка пищи часто приводит их на поверхность для охоты. Орки уважают силу и хитрость орогов, и один орог может возглавить военную банду орков.

Сильные и умные. Ороги используют свою силу, чтобы запугивать других орков, и свой интеллект, чтобы удивлять врагов на поле боя. Многие самоуверенные командиры эльфов, людей и дварфов наблюдали как «простой» военачальник орков выполняет хитрый маневр с фланга и уничтожает вражескую силу, и им невдомек, что им противостоял орог.

Когда ороги встречаются в большом количестве, они собирают свои собственные отряды в составе большой орды. Они всегда на передовой линии атаки. Опираясь на превосходство в силе и знание тактики, ороги преодолевают все, что встает на их пути.

Некоторые племена орков специально ищут орогов для усиления своих рядов. Превосходство орогов делает их идеальными лидерами и смертельными противниками для боевых вождей, которые должны опасаться вероломства орогов.

Отрешенные убийцы. Не желая ничего кроме разрубания своих врагов на куски, своим присутствием ороги являют ужас на поле боя. У них нет привязанности к родителям, братьям и сестрам, а также им чужды понятия любви и преданности. Они поклоняются орочьему пантеону богов — Груумшу и Лутик — потому что верят, что они имеют запредельную силу, а физическая мощь это все, что они уважают.

Слуги тьмы. Не имеющие доверия среди орков, некоторые ороги образуют отряды наемников, которые продают свои услуги тому, кто заплатит больше остальных. До тех пор, пока им платят, наемники ороги служат элитными воинами и ударными отрядами для злых колдунов, порочных великанов и других злодеев.


Орки из справочника Воло


  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 9
  • Хиты: 30 (4d8 + 12)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    15 (+2)
    ЛОВ
    8 (-1)
    ТЕЛ
    16 (+3)
    ИНТ
    7 (-2)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    7 (-2)
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 10
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 1/2 - 100 оп.
  • Способности

    Агрессия. Бонусным действием орк может переместиться на расстояние не больше своей скорости к враждебному существу, которое может видеть.

    Носитель Заразы. Когда хиты орка уменьшаются до 0, он взрывается и любое существо не далее 10 фт. от него должно пройти спасбросок Телосложения Сл 13. При провале существо получается 14 (4d6) урона ядом и становится отравленным. При успехе существо получается половину этого урона и не отравлено. Существо, отравленное этим эффектом, может повторять спасбросок в конце каждого хода и окончить этот эффект на себе при успехе. Отравленное этим эффектом существо не может восстановить хиты.

    Вскормленный Юртруса. Орк имеет преимущество на спасброски от яда и болезней.

  • Действия

    Когти. Рукопашная атака оружием: +4 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: 4 (1d4 + 2) режущего урона плюс 2 (1d4) некротического урона.

    Извращенная Месть. Орк уменьшает свои хиты до 0 и активирует способность Носитель Заразы.

  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 18 (кольчуга, щит)
  • Хиты: 60 (8d8 + 24)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    17 (+3)
    ЛОВ
    11 (0)
    ТЕЛ
    17 (+3)
    ИНТ
    10 (0)
    МДР
    12 (+1)
    ХАР
    14 (+2)
  • Спасброски: МДР +3
  • Навыки: Внимательность +3, Запугивание +4, Проницательность +3
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 13
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 4 - 1100 оп.
  • Способности

    Агрессия. Бонусным действием орк может переместиться на расстояние до половины своей скорости к враждебному существу, которое может видеть.

    Каратель Врагов Илневала. Орк наносит дополнительную кость урона, если попадает атакой длинным мечом (включено в атаку).

  • Действия

    Мультиатака. Орк делает две рукопашные атаки своим длинным мечом или две дальнобойные атаки своими метательными копьями. Если Приказ Илневала доступен для использования, то орк может сделать это после этих атак.

    Длинный Меч. Рукопашная атака оружием: +5 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: 12 (2d8 + 3) режущего урона, или 14 (2d10 + 3) режущего урона при использовании двумя руками.

    Метательное Копьё. Рукопашная или Дальнобойная атака оружием: : +5 к попаданию, досягаемость 5 фт. или дистанция 30/120 фт., одна цель. Попадание: 6 (1d6 + 3) колющего урона.

    Приказ Илневала (Перезарядка 4–6). До трех союзных орков не далее 120 фт. от этого орка, которые могут его слышать, могут использовать свои реакции, чтобы сделать одну атаку оружием.

  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 14 (шкурный доспех)
  • Хиты: 45 (6d8 + 18)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    14 (+2)
    ЛОВ
    15 (+2)
    ТЕЛ
    16 (+3)
    ИНТ
    10 (0)
    МДР
    15 (+2)
    ХАР
    11 (0)
  • Навыки: Выживание +4, Запугивание +2, Медицина +4
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 12
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 2 - 450 оп.
  • Способности

    Агрессия. Бонусным действием орк может переместиться на расстояние не больше своей скорости к враждебному существу, которое может видеть.

    Колдовство. Орк является заклинателем 5 уровня. Его базовой характеристикой является Мудрость (Сл спасброска от заклинаний 12, +4 к попаданию заклинаниями). У орка приготовлены следующие заклинания жреца:

  • Действия

    Мультиатака. Орк делает две атаки когтями или четыре атаки когтями, если у него осталось меньше половины хитов.

    Когти. Рукопашная атака оружием: +4 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: 6 (1d6 + 2) режущего урона.

  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 15 (проклепанная кожа)
  • Хиты: 52 (8d8 + 16)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    11 (0)
    ЛОВ
    16 (+3)
    ТЕЛ
    15 (+2)
    ИНТ
    9 (-1)
    МДР
    11 (0)
    ХАР
    9 (-1)
  • Навыки: Внимательность +2, Запугивание +1, Скрытность +5
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 12
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 3 - 700 оп.
  • Способности

    Хитрое Действие. В каждый свой ход орк может использовать действие Рывок, Отход или Засада бонусным действием.

    Рука Шаргааса. Орк наносит 2 дополнительных кости урона, когда попадает по цели атакой оружием (включено в его атаки).

    Зрение Шаргааса. Магическая тьма не препятствует тёмному зрению орка.

    Убийца. В первый раунд боя орк имеет преимущество на броски на попадание по любому существу, которое еще не ходило. Если в этот раунд орк попадает по существу, которое застали врасплох, то это попадание автоматически считается критическим.

  • Действия

    Мультиатака. Орк делает две атаки скимитаром или дротиком.

    Скимитар. Рукопашная атака оружием: +5 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: 13 (3d6 + 3) режущего урона.

    Дротик. Дальнобойная атака оружием: : +5 к попаданию, дистанция 20/60 фт., одна цель. Попадание: 10 (3d4 + 3) колющего урона.

    Вуаль Шаргааса (Перезаряжается после Короткого или Долгого Отдыха). Орк колдует тьму без использования любых компонентов. Базовая характеристика – Мудрость.

  • Средний, Гуманоид (орк), Хаотично-Злой
  • Класс доспеха: 12 (шкурный доспех)
  • Хиты: 30 (4d8 + 12)
  • Скорость: 30 фт.
  • СИЛ
    12 (+1)
    ЛОВ
    11 (0)
    ТЕЛ
    16 (+3)
    ИНТ
    11 (0)
    МДР
    14 (+2)
    ХАР
    9 (-1)
  • Навыки: Запугивание +1, Магия +2, Медицина +4, Религия +2
  • Чувства: Темное зрение 60 фт., Пассивная внимательность 12
  • Языки: Общий, Орочий
  • Опасность: 2 - 450 оп.
  • Способности

    Языки. Понимает Общий и Орочий, но не может говорить.

    Агрессия. Бонусным действием орк может переместиться на расстояние не больше своей скорости к враждебному существу, которое может видеть.

    Колдовство. Орк является заклинателем 4 уровня. Его базовой характеристикой является Мудрость (Сл спасброска от заклинаний 12, +4 к попаданию заклинаниями). Ему не требуются вербальные компоненты для колдовства заклинаний. У орка приготовлены следующие заклинания жреца:

  • Действия

    Касание Белой Руки. Рукопашная атака оружием:+3 к попаданию, досягаемость 5 фт., одна цель. Попадание: 9 (2d8) некротического урона.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Monster Manual» от студии «PHantom».
    • Над pdf-версией работали: Переводчики: Landor, MadHawk, Mef, а так же сообщество Notabenoid; Верстка: r0ot35; Вычитка: Landor; Photoshop: Hextor, r0ot35.